Регистрация
 
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения
Адольф Дистервег
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.music-classroom.ru/

Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих
Главное изображение
Оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра в 1923—1924 и вновь в 1928—1953 гг. В 1925—1927 была солисткой Ленинградского театра оперы и балета. Народная артистка СССР.

Мария Петровна Максакова (1902 - 1974 ) 115 лет со дня рождения

Светлый, очаровательный облик этой артистки очень точно передал Сергей Лемешев. Вот как он вспоминает её дебют в Большом Театре в роли Амнерис. “Она так захватила воображение, что я не помню, кто пел Аиду, Радамеса, Амонасро; я только помню, что встретился на этом спектакле с тем великолепным чудом театра, когда забываешь вещи знакомые и ждешь того, что не может случиться: так, хотя я забыл, кто пел Радамеса, но отлично помню, как мы негодовали на него за то, что он влюблен в Аиду, когда все мы были влюблены в Амнерис”.

Максакова родилась в Астрахани, и там сделала первые нелегкие успехи как певица. Время было тяжелое, - начало века, музыкой с девочкой занимались мало и, наверное, не профессионально. Но ей повезло: в астраханском театре она встретила человека, который сделал из нее певицу, стал её наставником, педагогом и мужем. Ей было восемнадцать. Ему – сорок девять. Она была начинающей в труппе. Он – художественным руководителем. Его звали Максимилиан Карлович Максаков. Он сам был певцом, и мечтал о Большом Театре. Но туда его не взяли, в шутку заметив, что он “не подходит по размеру”, - Максаков был маленького роста. В Астрахани он потерял жену. А когда оправился от горя, вдруг совершенно неожиданно, вновь женился. Он сразу сказал Максаковой: “Я сделаю тебя настоящей певицей”, - и обещание исполнил. Прошло три года, - и Мария Петровна получила приглашение петь в Большом Театре. Она попала в замечательное созвездие: в то время там работали Обухова и Нежданова, Барсова и Лемешев. После признания на этой сцене можно уже не бояться за свою судьбу. Тем более, что рядом с ней был такой человек, как Максаков. Они жили “душа в душу”, когда, через 16 лет после свадьбы, он вдруг тяжело заболел. Его смерть была внезапной: он ушел из театра, не дождавшись окончания “Аиды”, - того самого спектакля, в котором прежде дебютировала, а теперь – успешно выступала – его жена. А когда она вернулась домой, его уже не было в живых.

Жизнь Марии Петровны не была легкой. Но особенно трудным было начало артистической судьбы. Вот что пишет певица в своих мемуарах.

“Впервые я пела на сцене, вернее на клубной эстраде, в конце 1917-го года. Вспоминается холодная, ветреная зима. Астрахань готовилась к отпору белогвардейцев, охвативших город кольцом блокады. Тем не менее вечером театры были переполнены. Основной контингент зрителей составляли вооруженные люди с красными повязками на рукавах. С какой жадностью, с каким поразительным вниманием, с какой горячностью встречали они нас, артистов. Вспоминаю свой тогдашний репертуар – романсы Чайковского, который был и остался моим любимым композитором”.

Однако, романсы, составлявшие основу репертуара Максаковой в музыкальном училище, вскоре уступили место оперным ариям. Вот как это произошло. Занимаясь в училище, Максакова понимала, что голос её очень низкий. Он красиво звучал, его называли “басовитым”, но “верхов” и звонкости не хватало. Её педагог, Александра Николаевна Смоленская, посоветовала оставить пока старый репертуар и позаниматься только упражнениями. Через некоторое время певице показалось, что она, наконец, ухватила за хвост “синюю птицу”. Но, вернувшись от упражнений к романсам и ариям, она была удивлена: голос теперь казался ей писклявым, а верхние ноты все никак не звучали. И тогда Смоленская сказала: “Знаешь, Маруся, ты от природы музыкальна, хорошо читаешь ноты, а потому лучше тебе поступить в оперу. Там ты научишься петь. Иначе мы с тобой будем топтаться на одном месте”.

Максаковой повезло: сразу же после прослушивания она была зачислена в состав оперной труппы астраханского театра. Тогда труппа обновлялась почти каждый год, и юная певица – а ей еще не исполнилось восемнадцати – могла наблюдать самых разных артистов. А природное любопытство помогало ей замечать малейшие актерские хитрости. Так, просверлив дырочки в декорациях, она пряталась за сценой во время спектакля и наблюдала за походкой певцов. Пластике она училась у всех – и у знакомых балерин, и у спортсменов. Особенно важным казался ей первый выход героини. Так, много лет спустя для выхода Любаши в опере “Царская невеста” она выработала особую “плывущую походку”, стараясь идти так, чтобы не дрогнула ни одна складка сарафана. Роль Любаши была её любимой, - она любила эту героиню даже больше, чем Кармен или Марфу.

Совсем особая страница биографии Максаковой связана с образом Кармен. В этой роли Максакова пользовалась невероятным успехом. На гастрольных концертах приходилось давать втрое больше спектаклей, чем планировалось. Большой и Мариинский театры, Тифлис и Астрахань были покорены Кармен Максаковой. Объявляя выход певицы на концертах, один коферансье в шутку называл её “Кармен Петровна Максакова”.

Источник  http://www.muzcentrum.ru/personslibrary?layout=person&id=419&informationtype=full

Комментарии: